Этим летом ходили на Воньгу в начале августа.
У меня это было уже 5-е прохождение данного маршрута за последние 10 лет. На этот раз была рекордно низкая вода, практически отсутствовали комары и грибы. Первая неделя была очень жаркая, вторая — дождливая.
Все было штатно, но хотелось обратить внимание вот на что:
- Порог Собачий. Перед основным сливом на левом берегу раньше стоял якорь. Этим летом кто-то догадался переставить его на камень в центр реки над самым сливом. Не сомневаюсь, что весной якорь снесет с этого камня. Поэтому, если следующим летом вы не увидите на Собачьем якорь, значит он «поджидает» вас в одной из бочек основного слива.
- Порог Вякер. Сам не видел, не подходил к той плите, но мои попутчики сказали, что появилась еще одна табличка о погибшем в 2013 году. Вроде и не сложный порог, мы и каски на этот маршрут не берем никогда, но… В общем, берегите себя — относитесь к реке с уважением, будьте осторожны и предельно внимательны.
- Станция Воньга. Привычная для нас электричка, которая по расписанию отправляется в четверг около 16.00, и никогда нас не подводила, на этот раз пришла в 19.00. Как оказалось, во второй половине августа ее всегда переносят на вечер. Для нас это оказалось сюрпризом, в расписании это не отражено. Вроде бы невелика разница, но этим летом мы решили схитрить: чтобы не ждать на вокзале в Кеми до 6 утра наш московский поезд (более 12 часов на вокзале), мы заранее взяли билет на питерский поезд до Петрозаводска, который из Кеми отправляется около 20.00. Хотели переночевать в поезде, а днем уже в Петрозаводске дождаться своего московского поезда. И вот этот наш план оказался под угрозой: мало того, что электричку перенесли на 3 часа, так она еще остановилась в Куземе, чтобы пропустить именно наш питерский поезд. То, что происходило на станции Кузема в течении 3 минут (столько стоит там питерский поезд и не с той стороны, где открылись двери у электрички), не вместят и несколько страниц текста. В итоге мы все-таки телепортировались из электрички в поезд. По этому случаю хотелось бы выразить благодарность всем участникам нашей телепортации: машинисту электрички (открывшему нужные нам двери), кондукторам электрички (вселявших в нас уверенность), пассажирам электрички, главным образом, путейным рабочим, учителю истории и его спутнице, также путешествовавших по Воньге (за вынос из электрички именно наших вещей) и проводнику поезда (причем, не нашего вагона, в наш наша проводница не пустила). Поскольку наша группа состояла всего лишь из двух мужиков и четырех дам (трое из них студенческого возраста), помощь всех перечисленных людей была просто неоценима.
Кстати:
Якорь в Собачьем уже неоднократно курсировал между камнем по середине и берегом. Кто его перетаскивает туда и обратно — неизвестно.
На Вякере гибнет каждый год по человеку. В основном это, не побоюсь этого слова — глупцы. Как я уже писал — Вякер не любит героев, а я неоднократно видел, как его пытались пройти просто ради развлечения. Оказаться в воде после слива — смерти подобно, т.к. там очень глубоко, большое течение и огромные валуны. Я однажды оказался между двумя из них, выбраться смог только разодрав все руки в кровь.
Что касается посадки на поезд…Я помню 90-ые, когда поезда останавливались рано утром на станции Воньга и сотни туристов брали этот поезд штурмом. Поезд стоял всего минуту и за эту минуту в него должно было сесть 10-15 команд с байдарками Таймень. А двери на станции никто не открывал….Вот это было зрелище. Мне тогда было 11 лет, но картина надолго мне врезалась в память, как мой отец, яки обезьяна, забирался на вагон и буквально выламывал двери вагона, куда, потом, 10-15 бригад закидывали рюкзаки, за несколько секунд буквально забивая пассажирский вагон десятками рюкзаков. А бедная проводница «обреченного» вагона пряталась в это время в туалете, т.к. ее просто бы завалило :)))))