После прохождения ЖД моста над порогом Ассу мы вплываем в совершенно иную Воньгу, нежели видели до этого. Глубокий широкий канал с небольшими перекатиками идет на сотни метров вперед. Единственный сложный порог — Морской, у самого выхода в Белое Море. Итак начинаем с самого начала… Проплыв 3 километра после моста над порогом Ассу нам открывается небольшой коттеджный поселок на правом берегу реки Воньга. Этот поселок имеет очень давнюю историю. Раньше это был поселок железнодорожников, работающих на ЖД ветке и на станции Воньга, которая в давние времена представляла из себя вполне приятный вокзал. Еще в детстве 80-ее года я помню, что спал в зале ожидания. Было достаточно большое количество работников на вокзале, путейцы и лесорубы. Все эти жители жили в поселке Воньга, который находился в 2,5 километрах от железной дороги. В начале 90-хх годов станцию закрыли, люди остались без работы. А году в 1995 ЖД вокзал вообще снесли, чем ввергли в полный ступор туристов, т.к. понятно всем, что, чтобы снести здание пригоняли по тайге трактора и бульдозеры. Зачем все эти телодвижения…мало кто понял, даже сами жители станции Воньга.
Поселок Воньга опустел, однако обрел новую жизнь в начале 2000 года, когда к недвижимости резко обострился интерес жителей г.Кемь и п.Лоухи. Дома и земли начали скупать под дачи и рыболовецкие дома.
По сваям посреди реки у поселка можно понять, что тут когда то был мост. В 2008 году я местному старожилу задал вопрос о том, куда вел этот мост. Старожил меня крайне удивил ответом — по его словам на левом берегу была когда-то ТЮРЬМА. Слова не потвержденные, т.к. сам я там не был, но обязательно посещу левый берег. После деревушки и неболшого переката река превращается в широченный туннель, проложенный сквозь берега с высокими деревьями.
Немного поотдать от деревни видим причалы катеров. Добрый десяток катеров стоят на приколе у правого берега. Судя по катерам на них плавают вплоть до Белого Моря, т.к. встречаются не просто лодочки, а даже полноценные катера полуяхты. Рыба почему то резко пропала. Клевал окунь, однако щук не было совсем.
С моста до Белого Моря где то 14 километров — данное расстояние преодолевается байдаркой где-то за 3 часа. Заканчивается Воньга Морским порогом. Сложность порога зависит от приливов/отливов. Я не могу однозначно сказать в какое время мы проходили этот порог. Для нас он оказался простеньким и не сулящим никаких опасностей. Однако после порога река резко растекается и впадает в белое море очень мелкими ручейками. Смею предположить, что в отлив тут плыть практически невозможно.
Внимание впадение реки Воньга в Белое Море очень любит контролировать рыбнадзор. Мы столкнулись с целым баркасом, напоминающим огромный полумесяц. Очень оригинальная форма катера. Пообщались с рыбнадзором. Нам показались достаточно нормальными людьми, хотя вопрос о наличии водки они задали нам до вопроса о том, ловим мы рыбу или нет. По лицам рыбнадзора мы поняли, что в отличии от нас у предыдущих туристов водка была. Однако не смотря на отсутствие водки нам была немного рассказана история реки Воньга. Также был рассказан примерный маршрут по Белому Морю, рассказано как именно надо плыть. Потому делаю вывод, что местных бояться не стоит, особенно на моторных лодках.
Июль 2016 порог Морской попали в пик отлива в районе 13-14 часов. Катамаран Валдай-4 когда два человека слезали в воду кат поднимался и нормально проходил над камнями.