Одиночка по Воньге 2013 год

Немного решил повспоминать…

Май 2013 года.

Небольшая группа: моя семья – в полном составе + мой знакомый со своей мамой путешествуем по Европе. Уже в этот момент я знаю, что группа для поездки в Карелию не собралась – у всех свои причины.
Я заявляю, что с удовольствием совершил бы эту поездку один. На что, мои знакомцы спрашивают:
-Марина, ты, что, его одного отпустишь?
-А, что мне делать? Он мне весь мозг вынесет….
И вынес бы, т.к. это, действительно, была моя мечта совершить подобный поход в одиночку, почувствовать единение с природой, насладиться тишиной и испытать те впечатления, которые можно испытать только в одиночестве, в условиях, далеких от комфортных…

4 июня 2013 года.
Утро

Продукты закуплены, все оборудование собрано, проверено и погружено в мою старую, добрую Мицубишку. Мой друг из Пскова, который в прошлом году совершил со мной сплав по Воньге, извещен о времени заброски и выхода с маршрута, а так же инструктирован о действиях при задержке выхода.
Водка перелита в термос, без нее – никак, и дезинфекция, и антидепрессант.
Фотка с детьми, на память…
— С Богом, — говорит Мариша и я отправляюсь в путь длиной в 1100 км. до деревни Поньгома, где будет антистапель и я оставлю свою машину дожидаться меня из похода, если вернусь…

4 июня 2013 года
Вечер

Нога на педали, машина глотает километры трассы СПб-Мурманск. Дорожное радио играет глупые старые песни, но которые так хорошо слушать в дороге…тексты простые, их хорошо помнишь – подпеваешь. Выехал я в 16.00 и по моим расчетам к утру я должен был оставить машину в Поньгоме и добраться до п.Кузема, откуда на поезде я доеду до п. Амбарный – а там мой стапель…Показать полностью…
Ночь в дороге. Это моя любимая тема. Мне всегда жаль тратить дневное время на дорогу. Кроме того, ночью меньше машин и можно спокойно давить на гашетку, и думается ночью лучше.
Машина глотает километры. Проехав Лодейку, меня начали терзать сомнения, все ли я делаю правильно. Вроде ерунда, 180 км., но из них почти 130 км. без связи. Река, которая летом кишит группами, в это время года – безлюдная, АБСОЛЮТНО. Если что, даже никто не поможет. Единственная надежда на свой опыт, то, что эту реку на байде уже проходил в сопровождении группы, на свою осмотрительность, и осторожность… Да, еще ствол, ну это больше от зверя и лихих людей… Был ли страх? Нет, а вот сомнения — да, но мечта есть мечта и я сам себе сказал: «Развернись и ты будешь потом всю жизнь жалеть… Кроме того, второй раз тебя уже не отпустят…»
Машина продолжает глотать километры…

5 июня 2013 года

В районе 6 часов я на станции Кузема. Тут я договорился с дежурной по станции, чтобы она присмотрела за вещами (байда, продукты и прочая снаряга), а сам отправился в Поньгому, что в 10 км. , чтобы оставить там машину.Показать полностью…
К счастью, в Поньгоме я встретил паренька, который как раз собирался на работу. Он согласился поставить моего Боливара к себе во двор и подкинул меня обратно до станции, где были мои вещи и меня должен был подобрать поезд на Мурманск. Дорожка с пареньком была та еще. Там где я на джипе, осторожненько переваливался через камни, ямы и бревна, мы пронеслись на его девятке, с одним сиденьем (для водителя) со свистом…
Билеты на поезд были куплены мной заранее, но по совету того же паренька, я сел на электричку, которая шла в том же направлении , с большим количеством остановок, но отправлялась она раньше и прибывала в Амбарный тоже раньше поезда. А вот и электричка (всего 4 вагона). Я закидываю в ее недра свои шмотки.
Примечательно, что электричка проходит над порогом Ассу, последним серьезным порогом на реке Воньга перед впадением реки в Белое море. Проезжая по мосту над порогом я с интересом смотрел на то место, где я буду проходить на байде через 5-6 дней. Бурлит речка…., камни точит…

Всю дорогу меня преследовал дождь. Он начался около Лодейки и закончился перед Амбарным. Когда я вышел из электрички – выглянуло солнце и жить стало веселей. Я отзвонился домой, что со мной все в порядке. К счастью, на станции, мужичек, который провожал супругу в Мурманск, согласился подкинуть меня до реки… через 5 минут я там и был.
Вторая половина дня:

Вещи раскиданы на берегу, байда, с вывернутыми наружу стрингерами, смотрится как полуразложившаяся туша кита с торчащими ребрами. Перемежая сборку байды разговорами через забор с мужичком, приехавшим в Амбарный в отпуск, я предвкушаю будущие приключения. Мимо протянула кукушка… Первый раз в жизни видел кукушку, которая куковала на лету.

Наконец, лодка собрана, загружена. Натянул спасик, сел в байду и, взяв весло в руки, я сделал первый гребок. Первый гребок в походе помнится всегда, именно он разделяет жизнь тут и приключения там.

Пройдя по реке через поселок, я вышел к тому месту, где в прошлом году мы начали свой маршрут. Судя по береговой линии уровень воды в этом году на 40 сантиметров ниже, чем в прошлом. Это не очень хорошо, т.к. некоторые пороги могли обмелеть и пройти их будет трудней на каркасно-надувной байде. Не спеша прошел озеро Заячье и перешел в Овечье. Время около 20.00, пора чалиться и устраиваться на ночлег. Я на ногах уже около 35 часов. Пройдя на пару километров дальше нашей прошлогодней стоянки, я нашел прекрасный пляж, который освещался лучами заходящего солнца… Вид просто замечательный.
Натянул тент, поставил палатку, приготовил еду, налил рюмочку… Усталость взяла свое, больше двух ложек съесть не смог, больше рюмки выпить тоже. Через пару минут спальный мешок принял меня в свои объятия и я вырубился…

6 июня
7.00

Солнечно, штиль, температура +7 по Цельсию. Позавтракал, собрал вещи, погрузился и отправился в путь. Написано это быстро, а вот завтрак и сборы, как ни крути, всегда занимают часа 1,5. Но я особенно и не расстраивался. Солнечная погода, красивое место, свежий воздух, кашка и чай настраивали на философский лад.Показать полностью… Сегодня по плану пройти Овечье, пересечь Энгозеро. Дорога до Энгозера не была особо трудной. Единственной проблемой было то, что когда идешь один, темп гребли периодически спадает. Нет группы, которая держит тебя в тонусе. Ну, да я сильно и не напрягался. Греб, так, чтобы получать удовольствие от проплывающих мимо пейзажей. Небольшие порожки пока не создавали проблем, но по прошлому году я отлично помню, что многих камней тогда не было видно так, как сейчас. Вода действительно упала…
При выходе в Энгозеро поднялся мордодуй. Небольшая волна бодрила. Думая, что ветер и волна могут усилиться, я пересек озеро по кратчайшей линии (с севера на юг около 5 км.) и под прикрытием южного берега двинулся на запад, туда, где начинается Воньга. К счастью, ветер утих и озеро стало абсолютно гладким. Пройти мне предстояло почти 16 км. Закинутый спиннинг пока не приносил никакой прибыли, хотя нет, одна поклевка и средненький окунь был кинут в пакет для рыбы, еще один… уха уже будет. Много ли надо одному человеку!? Еще, что меня поразило, это количество лебедей. Столько за раз я ни разу не видел. Группами они были раскиданы по Энгозеру. В одной группе я насчитал более 35 особей. Когда стайка попадалась мне на пути, лебеди сидели до последнего, потом, тяжело, истерично хлопая крыльями по воде, они срывались с места и как тяжелые бомбардировщики медленно поднимались в небо. Так и прошел весь этот день, в гребле, рыбной ловле и в наблюдении за лебедями. Остановился я только один раз минут на 30, чтобы размять ноги и попить чайку, для чего выбрал замечательный песчаный пляж.
Так день и прошел… гребля, ловля рыбы, минуты покоя, когда до уха доноситься только звук капель, падающих с лежащего на байде весла.
Рыбалка была для меня вполне удачной. Поклевок щуки пока не было, но окуней себе на жареху наловил. Настал момент, когда я стал их отпускать, т.к. понимал, что для еды мне больше не надо, но азарт заставлял меня кидать и кидать спиннинг.

Тот же день
21.00

Разбил лагерь, нажарил рыбы, налил рюмочку и, под жаренного окушка, приговорил её, а так же пару её подруг, тоже рюмочек. Для ужина мне хватило рыбы, ничего другого я не готовил. Если бы знать, что будет такая рыбалка, можно было бы не тащить с собой крупы, макароны и тушенку.
Потом, налив кружку горячего чая, я отправился на берег, чтобы полюбоваться закатом. Именно сейчас, тут на берегу, вдали от людей, после первого полного ходового дня, можно было оценить свои ощущения от похода. Садящееся солнце, спокойная вода у ног, все это настраивало на лад… ничегонедуманья. Единственным ощущением было чувство абсолютного счастья. Но, долго засиживаться нельзя. В походе нужен полноценный отдых. Хоть так путешествовать и приятно, но усталость накапливается, а это может привести к ошибкам и, как следствие, – травмам. А мне это совсем не нужно. Пора спать.

Как трудно засыпать, когда, не смотря на поздний вечер, снаружи палатки светло как днем…. Это была моя последняя мысль…

7 июня

Утро я начал с кашки и кружки горячего чая, сидя на камне у воды. Тишина, солнце, умиротворение. Сегодняшний день не обещает быть сложным. Мне надо дойти до стоянки на Муромозере. Порожки будут небольшими. Планируется один обнос моста, если только вода не упала так, что можно будет провести байду под ним. Идти буду с рыбалкой, чтобы к вечеру наловить на ужин.
Вечером, когда подошел к Муромозеру потратил около 30 минут на то, чтобы обловить одни интересные камыши. Там, видимо, сидела большая семья окуней. Я их вытаскивал потихоньку и отпускал, но каждый раз блесну атаковали новые особи. Хоть я их и не собирался брать, но было интересно. Даже не вериться , что в прошлом году мы тут ничего не поймали. По плану я тут собирался сделать дневку, но посидел, подумал, а чем мне заняться? Спать…, вроде высыпаюсь. Баня…, одному не осилить. Рыбалка… щука лежит уже, чистить надо и жарить, да и мне хватает ловли на переходах. Снарягу чинить не надо, вот и получается, что дневка мне не нужна… Ну, тогда завтра сложный день… много длинных и сложных порогов, а значит пью чай и спать…

8 июня
7.00
Утро,День

Как всегда, подъем, зарядка, завтрак, сборы, погрузка, Погода солнечная со слабым ветерком. Перед отходом, мне надо приспособить камеру на нос лодки. Одна камера расположена у меня на шлеме, а вторую я решил установить на носу, чтобы она снимала меня при прохождении порогов и вид за моей спиной.Показать полностью… Для этих целей я взял с собой треногу, которую с помощью растяжек установил перед передним «очком», на треногу установил камеру. В прошлогоднем походе я как раз на Воньге проверил ее, камеры, водонепроницаемость, уронив с рафта в воду на глубину около 1 метра. Хорошо еще, что у берега. Вот, вроде и все, можно трогать, в смысле – отчаливать. Как и вчера, я кинул за собой блесну, но утренняя щука клевать не хотела, как и окунь…

Как уже многие знают, Воньга является отличной рекой, для оттачивания навыков гребли и прохождения порогов. Пороги (всего их, кажется, 21) расставлены по реке как будто специально в порядке возрастания сложности. Сперва идут пороги 1-2 категории сложности. И в конце три самых сложных порога: Собачий, Вяккер и Ассу, категорийность которых колеблется от 3 до 4 категории, в зависимости от уровня воды. В прошлом году все пороги я проходил на байде по основному сливу. Шел за рафтом, чтобы при оверкиле ребята меня вытащили и им не пришлось бы меня, барахтающегося в воде, догонять. Понятно, что слив сливом и остался, но, что с его глубиной, ведь в этом году вода гораздо ниже?
К счастью, глубина сливов осталась достаточной, чтобы проходить на лодке не цепляя дна. Хотя нередко приходилось резко менять траекторию движения, чтобы не сесть на крупные камни. Правда, была пара мест, когда приходилось снимать лодку с камней и слаломить среди булыганов, высматривая глубокие участки. Но в целом все обходилось благополучно
После того, как понял, что глубина сливов достаточная, я решил пороги не осматривать, т.к. по опыту прошлого года представлял, как буду их проходить. Главное, чтобы поперек прохода не лежало поваленное дерево. Вылезал я из лодки перед порогом только, чтобы включить камеру, а после порога – выключить и обловить порог со спиннингом. Так я и шел, по ровным участкам реки и озерам с рыбалкой, на порогах спиннинг убирал и получал удовольствие от скорости и бурлящей за бортом воды. К сожалению, на фото и видео этого не видно, но перепад высот на некоторых длинных порогах виден очень хорошо невооруженным глазом. Когда ты находишься только вначале порога и видишь, как бурлящая вода устремляется куда-то вдаль и вниз – дух захватывает.

Еще заметил разницу в ощущениях, когда идешь по озеру и по реке. На реке, когда лес обступал меня, я как легавая пытался вглядываться в берега, высматривая зверя или птицу. Я часто прекращал грести, чтобы прислушаться к звукам, доносящимся из леса. Пару раз я слышал рябчика. Один раз с ветки сорвался орел, размах крыльев был не меньше метра.Показать полностью… Пролетев некоторое время над рекой, он скрылся за верхушками деревьев. И, наконец, апогеем стала встреча с северным оленем. Чем хорош одиночный поход на байде? Ты идешь тихо на веслах, без лишнего шума и разговоров. Ты являешься как бы частью природы. Тихо пройдя поворот реки, я увидел оленя, который пил из реки. Олень был как будто из упряжки Санта Клауса. Увидев меня, он отпрыгнул назад метров на 5. Остановился. Угрозы для него я не представлял, так как был на воде. Несколько секунд он смотрел на меня, потом развернулся и, отбежав метров на 20, снова остановился. Оглянувшись в последний раз, олень отпрыгнул в сторону и исчез за деревьями. Все это заняло несколько секунд и все это время, я, не отрывая глаз от этого зрелища, пытался вытащить камеру из кармана, что, в результате, я так и не смог сделать…
Совсем другие ощущения от озера. Простор, ветер. Начинаешь грести быстрее, чтобы пережить чувство полета над гладью воды. Единственное о чем жалеешь – это о том, что нет крыльев, чтобы взлететь еще выше…
В прошлом году, в это время года утки еще сидели на яйцах, а в этом году утята были уже крупными…Весна была ранняя.

Рыба поклевывала, но мне уже было не до нее, пороги следовали один за другим. Правда, случился со мной конфуз, который долго еще будет преследовать меня в самых страшных снах.
Я упустил потрошеную щуку.
На очередном перегоне между порогами у меня клюнула щучка кг на 3. Я ее подвел к лодке и схватил пальцами за глазницы. Поднять ее было в лодку можно, но не следовало, чтобы она не наделала мне дырок в баллонах, а пакет, чтобы ее завернуть и бросить на дно я, пока проходил пороги и сучил ножками, затолкал куда-то очень далеко. Вылезать из лодки было неудобно. Сразу у берега глубина около метра и дно илистое. Решил разделать на весу и уже тушку без опасения швырнуть в лодку. Нож висел на спасике, щука в руке. Быстрыми движениями я сделал свое грязное дело и решил перекинуть щуку в другую руку, т.к.она была тяжеловата… Тут эта туша, которая до сих пор висела без движения, резко вильнула хвостом, двинули им мне по моей морде и… упала в воду. Ей хватило одного движения, чтобы уйти на глубину и скрыться из моих глаз. Я покружил, покружил вокруг и удалился покрывая себя трехэтажным… Вот так бывает.

А вот с погодой сегодня не очень. Мало того, что на порогах иногда волна накрывала, так еще и периодически сверху накрывали грозовые тучи. Временами гроза заставала меня посреди озера, а это не очень приятно и не безопасно, особенно учитывая наличие алюминиевого весла у меня в руках. Приходилось выкладываться, что бы подойти поближе к берегу, под прикрытие деревьев. Хотя, все равно было очень красиво. Черные тучи с одной стороны, солнце с другой, ветер, волны или полный штиль. Все эти картинки менялись с бешеной скоростью, смешивались и производили на меня неизгладимые впечатления. Так же быстро пробегали мимо пороги… Так, с рыбалкой и наблюдением за природой я прошел до озера Собачье и первого порога, который я собирался обносить…

Подошел я к Собачьему часов в 9 вечера. Получается, что от стоянки на Муромозере я преодолел за день 35 км. В прошлом году мы остановились тут на ночевку и следующим днем начали обнос. В этот раз переносить мне надо было меньше, да и спать не хотелось, поэтому я принял решение начать обнос сразу. Обнос метров 700. Я уложился в 3 ходки… и того – чуть более 4 км.Показать полностью… После обноса хлебнул чайку из термоса и продолжил свой путь до следующего порога — Вяккера. Вяккер славиться своей табличкой, установленной в память о погибшем на этом пороге туристе-воднике. До Вяккера я дошел без всяких приключений. Решил осмотреть порог на вопрос прохода или проводки. Вода очень упала и на пороге были просто сады камней. Идти я не решился, чтобы не штопать потом дырки, а значит снова обнос и в этот раз километраж больше 1 км. только в одну сторону, причем через лес, что не очень приятно, особенно после моей находки – копыта лося и несколько следов, похожих на собачьи…. Только откуда тут собаки? Волки? Вероятней всего. Вот тут я и испытал неприятные минуты. До сих пор я не встречал никаких признаков опасных животных (волков, медведей). А тут…. Достал ружьишко, собрал, зарядил и весь обнос с ним не расставался. Блин, а это почти 4 кг лишнего веса… Но чувство некой защищенности в данном случае важней. И хотя, это был период белых ночей и в целом было светло, сосны и лиственные деревья создавали затемнение, которое навевало печальку…
В итоге обнос состоялся. Опять 3 ходки по 1,5 км. Туда и обратно, с грузом: лодка, продукты, оборудование… Наконец, лодка спущена на воду, вещи погружены и я отправляюсь до следующего сложного порога Ассу. Именно его я видел в окно поезда несколько дней назад. И вот я подхожу к нему. Это порог 3 категории сложности. Сперва, я решил его осмотреть. Несмотря на падение воды, порог сложен… и бочки и валы, без страховки на каркасно-надувной идти не стоит. Значит снова обнос. 700 метров, три ходки. Время 4 часа утра, солнце поднимается все выше и выше. Носить стало веселей, но не легче. Опять более 4 км.
Наконец, все. Лодка у ж\д моста, за порогом. Достал жареной рыбки, вскипятил чаю… Позавтракал. Время около 6 часов. Почти сутки без сна. Но и не хочется. Впереди Белое море. До него осталось всего ничего. Осталось и несколько порогов – шкуродеров. Именно на одном из них я деранул шкуру байды так, что пришлось срочно выбрасываться на берег. Лодка реально стала тонуть. К счастью, рем. комплект всегда под рукой. Наконец, лодка заклеена и вот он – выход в Белое море. Как и в прошлый раз, я вышел к нему во время отлива, поэтому пришлось искать проходы между камней, чтобы провести лодку. На море, можно сказать, штиль. Светит солнце, легкий ветерок. Осталось около 15 км. хода до д.Поньгома. Конец путешествия близок. По моим расчетам я буду там через 3-4 часа. Если все пойдет нормально… Но, все пошло по другому…

Полавировав между камнями при выходе из реки, я вышел на глубину. Проходя мимо небольших островов, можно было наблюдать целые поля мидий, которые ПОЧТИ открыл отлив. Небольшая, почти незаметная длинная волна не создавала никаких неудобств для гребли. Солнце и легкий ветерок не предвещали никаких проблем. Но Белое море не было бы Белым, если бы погода на нем была предсказуема.Показать полностью… Тут как на Ладоге, ветер и волна поднимаются за минуты. Так и случилось на этот раз. Пройдя всего около часа, я почувствовал, что боковой ветер начинает сильно уводить лодку в сторону. Что было особенно неприятно, это то, что поднявшаяся волна была ни в морду, ни по ходу. Лупя в борт, она заливала лодку. Бортовая качка была настолько сильной, что создавала ОООчень некомфортные ощущения. Пытался идти галсами, но если еще по ветру и волне идти было можно, то носом, под углом к волне и ветру, абсолютно нет. И самое неприятно было то, что ветер и волна сносили меня в сторону берега, который был завален огромными камнями, а волны, с брызгами и шумом разбивающиеся об эти камни не способствовали высадке на берег. Лодку точно поломает. Надо было быстро принимать решение. К счастью, с подветренной стороны был небольшой островок. Нужно немного поднажать, чтобы не проскочить мимо него. И я поднажал. Мысль была такая, чтобы пройти рядом с островом, а потом под его прикрытием причалить к нему же с подветренной стороны и переждать шторм и грозу, если конечно она не продлится суток, эдак, трое, как оно бывает на Белом. Вид вокруг был просто великолепный. Солнце, ветер, волны. Огромная грозовая туча, отдавала далекими раскатами грома и медленно ползла против ветра ко мне. За островом, как я и предполагал было затишье. Я высадился на берег. Ветер поднялся нешуточный. С относительно пологих морских волн он стал срывать пену и брызги. Я вовремя высадился на твердую землю. Первое время я пытался устроиться за невысокой скалой, спрятавшись от ветра. Однако, неопрен, обдуваемый ветром, быстро остывал и я начал замерзать. Замерзающий, не двигающийся, сидя на корточках за невысокой скалой я начал проваливаться в сон. Усталость и вынужденное бездействие брали свое. Не, так не пойдет. Вытащил лодку дальше на берег, проверил, чтобы снизу не было острых камней, залез в лодку, натянул юбку, чтобы дождь, который уже поливал как из ведра, не заливал лодку, ну и чтобы ноги в байде не продувались ветром. Сперва я просто накинул капюшон непромокайки на голову, но дождь был такой силы, что удары капель чувствовались и не давали заснуть. Тогда я принял простое, но эффективное решение – натянул каску, а сверху капюшон. На руки надел перчатки и сунул руки в карманы. Вот так, сидя в байдарке на берегу, закупоренный, под мерный стук капель по капюшону и каске, согреваемый спасиком, я заснул. Вокруг бушевала стихия. Проспал я больше часа, а проснулся от того, что лодка мерно покачивалась на волнах. Начался прилив и море подняло лодку с камней. Хорошо, что до того как заснуть, я привязал чалку к камню на берегу и хорошо, что море не успело подняться больше чем на метр, а то было бы интересно посмотреть как бы я этот конец отвязывал… Я немного отдохнул и мне было тепло. Дождь продолжался, а ветер не утихал. Солнце пропало совсем, темные грозовые тучи ходили справа и слева, спереди и сзади, гром гремел, молнии сверкали, судя по задержке звука в пределах 1-1,5 км от меня. Я немного походил по медленно погружающемуся в море островку и стал прикидывать, как проводить ночь на островке. Баллоны с газом есть, поесть приготовлю. Палатку разбить не получиться, т.к. вода поднимется довольно высоко и оставит только незатопленной небольшую верхнюю, голую и гладкую как лысая голова часть скалы. А выходить сейчас в море, в грозу, штормовой ветер и дождь – можно было нарваться на неприятности. Вдруг, ветер прекратился, как будто его и не было, дождь лил, но уже не так сильно. Главное волна стала плавной, а не резкой с барашками. При этом гроза продолжалась. Я принял командирское решение. Ночь проводить тут не хочу. И пока условия позволяют надо идти. До Поньгомы было 4 км, гребли около 1 часа.
Я греб около 40 минут. Чтобы отвлечься от дурных мыслей, я считал гребки. Просчитав несколько сотен, я засекал время от вспышки молнии до грома, а потом…. не мог вспомнить сколько гребков насчитал — 400 или 600 и начинал сначала. Гроза постепенно удалялась, что меня несказанно радовало, дождь лил, ветер не понимался. Временами стало проглядывало солнце. Деревня на берегу была как на ладони, только вот приближалась ооочееень медленно. Наконец нос байды ткнулся в берег. Дождь продолжался, но уже светило солнце и все не было таким страшным, как несколько часов тому назад.

Началась обычная послепоходная рутина. Выгрузил снарягу, пригнал машину, загрузил снарягу. Когда все позади, но еще рядом – внутри образуется какая-то пустота. Наверное, из-за понимания того, что снова пережить такие приключения выдастся не скоро и снова надо ехать туда, где толчея, шум, гам…
Радовала скорая встреча с моими девочками… По ним я очень скучал.

Вот такие воспоминания.

ИТОГИ:

Весь маршрут 180 км. был пройден за 60 ходовых (обносочных) часов или за 4 полных дня.
Потери оборудования — нет
Повреждения плавсредства – две дырочки
Потеря веса – 0 (НОЛЬ), мать его, килограмм, а я так рассчитывал…
Мечта об одиночке – сбылась.

Фотографии, видео и мои походы на Воньгу можно смотреть тут…. https://vk.com/club45413263

Оставить комментарий

Категория Описания от туристов

Добавить комментарий

Войти с помощью: