Это был новый (для всех без исключения в нашей группе) маршрут, в давно и горячо любимой Карелии.
Описания в И-нете, фото и видео, обещали красивое и увлекательное путешествие с изрядной долей экстрима. И готовы мы были к этому, да не всё так складывается, как того хочется.
Но, все по порядку. И с картинками, так обожаемыми не только детишками в книжках, но и пытливыми взрослыми. Особенно теми из них, кто сам планирует свои маршруты, и шибко рад визуальной информации. Иногда даже больше, чем текстам, пусть и самым, что ни на есть, подробным.
Было в нашем распоряжении 12 дней, не считая дороги. А в группе: две байдарки и два катамарана. Причем экипаж одного из катов «самозабрасывался» отдельно от всей группы. И стыковались мы через полтора ходовых дня и две ночевки на маршруте. Стыковка прошла успешно. Что, впрочем, можно сказать и про весь поход в целом.
Желая сэкономить время для порожистой части реки и отдыха на Белом море, мы планировали заброску на Пильдозеро. В место, где в него впадает река Верхняя Куземка. Благо, что и на этом сайте возможность такой заброски описывалась. Однако… туда сейчас могут забросить только небольшие группы и только на УАЗиках-«буханках». Дорога местами размыта, а состояние мостов, как это говорится, «желает лучшего». Проанализи-ровав расписание движения поездов на предмет остановок в интересующих нас местах (от Кеми до Лоухов), решили забрасываться из Кеми. Расчет был прост: пока поезд едет, например, от Кеми до Энгозера, мы уже забрасываемся по трассе Питер-Мурманск. Кроме того, по выбранному варианту мы хоть и забросились не туда, куда хотели (см.выше), но и «промахнулись» не много — всего на 12 километров. А это не тоже самое, что +35-40 км при движении из Энгозера. Ну и каты, наш «якорь» и главный определяющий параметр всяческих расчетов… Чего-ж на них «копать» по Энгозерским плёсам?
Забрасывались с помощью фирмы «Реки-Море-Кемь». У них есть сайт http://morerekikem.ru. Ребята пунктуальные. Местность, состояние дорог/мостов, куда предлагают заброски, хорошо знают. Цены «вменяемые», но, надо помнить, что это, все-таки, коммерческая организация, а не рейсовые перевозки. Они-же помогли нам с контактами для организации выброски из Поньгомы. А фактически — от устья Воньги до Поньгомы и уже далее до ж/д станции Кузема. Связь (на маршруте) для организации выброски есть на ж/д мосту через Воньгу и в устье Воньги. Перед выходом на маршрут мы, предварительно, созвонились с ними. Потом, от моста, «контрольно» созвонились еще раз. А уж от устья Воньги — конкретно договаривались где именно нас забрать.
Ну это, так сказать, «присказка». Необходимая больше капитанам/адмиралам/инструкторам.
А вот и сам сказ. Забросили нас на Верхнюю Куземку, к полуразрушенному мосту (на фото 1). Время было очень позднее, хоть и светлое. Ну, Карелия-же! Свободные и удобные площадки под палатки (стоянка там не маленькая, но всё-же) были заняты какими-то авто-туристами из Австрии (чё их занесло-то в такую глушь и даль?). Посему, поставились на тех, что еще были свободны. Справа от дороги (если ориентирова-ться относительно направления, каким мы приехали от трассы). Кострище есть, немного дров и кое-какой спуск к воде тоже. Связи там (не кстати, конечно) нет, если что.
Верхняя Куземка — красивая малая река. Живописные выходы скал (фото 2), наличие которых, как правило, «знаменуют» собой присутствие камней в русле. Не знаю, как в среднюю или большую воду, но в «нашу» сверх-малую, в таких местах было подобие шивер, где протаскиваться приходилось не только катамарану, но и байдаркам. Кстати, первый наш рыболовный улов тоже случился здесь: окушок и щучка. Так что, любители этого дела, снасти можете настраивать сразу.
Продравшись через очередной шкуродер, который поджидает вас сразу за мостом трассы Питер-Мурманск, (фото 3) и где, кстати, мы подняли со дна остатки какого-то прибора, производства советских еще времен (неустановленного назначения), вы попадете в «озерную» часть Верхней Куземки. Сразу после выхода на «большую воду» наблюдали, по правому берегу, очаги низового лесного пожара (фото 4). Похоже, уже догорало.
Челоозеро, Майозеро, Кучеламбину проскочили, что называ-ется, припеваючи. Но, с одной ночевкой. Стоянка есть на мысу,
незадолго перед выходом в Майозеро, по правому берегу. Сухая, продуваемая, дрова есть. И хорошо клюет плотва и окунь
прямо со стояночного берега (на червя; у нас с собой было!). Собственно ночевка там понадобилась нам затем, чтобы стыковка с экипажем второго ката состоялась в назначенном месте и в оговоренное время (ну, хотя-бы дату 🙂 ).
Путешествующих по В.Куземке на входе в Пильдозеро поджидает мост. Из отчетов, которые есть на просторах И-нета, мы уже знали, что в низкую воду под ним можно провести байдарки. Низкая вода у нас была (хотя мы об этом еще не знали — только догадывались). А, проявив еще и не-много смекалки, мы провели под этим мостиком (он на фото 5) не только байдарки, но и наши катамараны. Сэкономив массу сил и времени для… Как оказалось, не для того, чтобы где-то побольше отдохнуть. )) По нашему предварительному плану, отдыхать мы должны были-бы расположиться на одной из стоянок, на отрезке от выхода из Пильозера, до входа в Синдамозеро, или на первой-же стоянке на Синдо-мире. И тут нас поджидал первый «нежданчик» из путешествия по Воньге: табуны моторизированных катамаранных групп, которые наперегонки мчались через Пильдозеро. Понятное дело, что к одной из тех-же стоянок, на которые рассчитывали и мы.
Нам в этой гонке, что тоже понятно, ни участвовать, ни тем более прийти первыми ну никак не «улыбалось». Поэтому, не спеша, но и не филоня, подгребали мы к первой (по ходу) стоянке, той, что сразу на выходе из Пильдозера. Признаться, мы рассчитывали на ней и остановиться. Все-же дети в группе, да и к вечеру дело клонится. Но… Как много в жизни начинает «течь» вовсе не как хочется (или думается) после таких вот «но»! Откуда-то с севера, наперерез нашему курсу, примчались две моторизированные группы. Одна «ушла» сразу-сходу дальше, а вторая высадилась на стоянку и дружно начала выгружаться, демонстрируя недвузначно свое намерение тут-же и остаться ночевать. Ну что-ж, нам, значит, судьба «копать» дальше. И, в общем, этот эпизод вовсе не заслуживал-бы внимания, и уж, тем более, его описания тут, если-бы не поведение этих горе-мото-водно-отдыхающих. Когда наши катамараны поравнялись со стоянкой, проходя ее на траверзе, они нам с нескрываемой радостью сообщили, что впереди, мол, совсем недавно, прошло еще шесть групп. И что стоянки далее все будут заняты. Мы так и не поняли, чему они так радовались?
Участок от Пильдозера до Синдамозера прошли довольно бодро. Хоть течения там практически нет, но и порогов, по такой воде, тоже. Лишь пару раз пришлось столкнуть каты с камней. И, да, на берегах этой протоки мы «повстречали» те самые «шесть групп», которые нам «пророчили». На входе в Синдамозеро первые две стоянки (слева по ходу: одна в заливчике, вторая на первом мысу) так же были заняты. Так что «в реале» тех групп было не меньше семи-восьми.
Стоянка на втором мысу Синдамозера оказалась свободна и приютила нашу компанию весьма удачно. Тут у нас вовсю «пошла» рыбалка: за 1 час, 1 человек, на спиннинг, «взял» три щуки и язя. Таких, что на первую жарёху на всю группу хватило. И тут-же (вкупе с переходом на Мурамозеро и днёвкой на нем) у нас выдались самые классные деньки отдыха. Солнце, ветерок, сдувающий гнус, а после «портала-волока», — практически полное отсутствие групп вокруг. Но это еще и потому, что днёвку мы устроили себе «уйдя» вправо от основного маршрута по Воньге, в тот «угол» Мурамозера, где когда-то был н.п.Лебяжье. Кстати в этом самом Лебяжьем мы видели только одну полу-развалившуюся избу. Там всё стремительно зарастает/поглощается природой. (в скобках замечу, что волоком с Синдамозера на Мурамозеро пользуется очень много групп; мы же посчитали это для себя лишним, «предвидя» в будущем обносы, как минимум,»Собачьего»и «Вяккера»).
На следующий день, после днёвки, планировали переход через Мурамозеро в губу Еловую. Дувший с запада, накануне, ветерок с ночи сменился на сильный противоположный. Небо было заволочено тучами и по всем приметам вот-вот должен был пойти дождь. Не смотря на такую неблагоприятную обстановку — решили не отказываться от перехода. Ну, в самом деле, пройти-то нам предстояло за день 8-10 км. Осилим-же! Или нет? Когда наш кат (с детьми на борту) вышел из-за мыса на, так сказать, «простор седой волны», было ощущение, что где-то кто-то подвязал нам нехилый якорь. И как раз к этому-же времени из небес начала сочиться мелкая, холодная и противная влага.
Грести непосредственно против ветра не представлялось возможным. Шли лагом к ветру, выбирая линию движения так, чтобы по максимуму укрываться в «тени» островов. Острова-же использовали для «перетопов». Большой остров, делящий Мурамозеро «пополам», обходили слева (с севера) — так он больше защищал нас от ветра. Примерно 2/3 пути вдоль этого острова мы уже даже не гребли, а толкались веслами от песчаного дна. В конце-концов, нам и отталкиваться надоело, и как-то сама по себе пришла мысль о «бурлаках» на Воньге. Мысль материализовалась. Причем, как оказалось, сей прием был очень эффективен (в смысле скорости передвижения; наглядная демонстрация — на фото 6).
Других «движущихся» групп мы в этот день не увидели. А вот разведка наших байдарок показала, что стоянки на «входе» в губу Еловую сплошь заняты и нам они «не светят». Это было сильно некстати и вызвало заметное раздражение. Потому что, к концу дневного перехода все уже заметно устали. А впереди, вполне реально, «маячила» перспектива неопределенной продолжительности поиска хоть какой нибудь стоянки. И уже не в запланированном (губа Еловая) месте.
На нашу удачу стоянка (плохонькая, это да; видимо рыбачья, а не туристская) «нашлась» все-же быстро. Расположена она «напротив» окончания большого острова, влоль которого мы шли, на восточном берегу.(см.фото 7). Правее была видна занятая кем-то «стандартная» стоянка; та, что при входе в губу Домашняя. А левее угадывалось болото. На «нашей» стоянке имелось кострище, места под пару палаток. Остальные палатки поставили кто на мхах и черничниках в лесу, а кто на песке на берегу. В общем — переночевали.
Тогда мы еще не знали, что такие, как накануне, «игрища с ветром» будут не самым тяжелым испытанием для нас в этом походе. Но очень скоро, после выхода с утра на маршрут, провидение «поправило» нас в этом плане. Пройдя довольно быстро «вход» и часть самой губы Домашняя, мы, наконец-то, вошли в речную часть Воньги. Признаться, увиденное нас не сильно «напрягло»: ну «торчат» из воды камни, ну много… Ага! На первой-же шивере стало ясно, что не только катамараны, но и байдарки «чисто» пройти не могут. Следовательно, — экипажи, извольте на выход! Тут-же наметилась и еще одна «примета» этого ходового дня: наличие других групп (практически всех моторизированных). Они, по спокойной воде озера, легко догоняли нас. Но так же, как и мы, «врубались» в вязкую «защиту» Воньги — мели на месте любых естественных препятствий, будь-то перекат, шивера или порог. (см.фото 8; резкость там «не очень», зато четко видно куча народу, пешком сопровождаю-щей своих «боевых водных коней»)
Поначалу такие активные «упражнения на свежем воздухе», как протаскивание катамаранов в нагромождениях камней, даже вызывали у нас некоторую веселость. С шутками да прибаутками мы «проскочили» то, что в другие, более многоводные времена, называется порогами «Мост» («Сюрприз») и «Кошачий». И вот там уже почувствовали, что сильно «подзадолбались» с этакой «веселухой» и пора-бы, на сегодня, с этим заканчивать. (на фото 9 — остановка на перекус после «порога» «Кошачий»)
Стоянку, правда, нашли только за порогом «Гагаринский». Но она точно была первая с того момента, когда мы решили встать на ночевку. Так что… норм! И, хотя прошли мы в этот день не много, но вот именно что ПРОШЛИ! ))) На фото 10 и 11 это, кстати, замечательно видно.
Следующий отрезок нашего пути запомнился красивыми озерами (особенно Гагарино и Кодагуба), найденным в пороге «Горбатый» «утопленником» — фотоаппаратом (на фото 12), и единственным «чистым» сливом на выходе из оз.Кодагуба. Его нам удалось пройти так, как и полагается настоящим водным туристам, — верхом на своих сплав-средствах (на фото 13 — экипаж «ката-2»). Ночевать же остановились на «рекомендованной» стоянке на озере Медвежье. То, что стоянка «рекомендована», — «подтвердила» «охранная грамота» от сайта «Воньга.Ру» (см.фото 14).
И, наконец, мы подошли к самым знаменитым порогам на Воньге: «Собачьему» и «Вяккеру». Что говорить, еще задолго до выхода на маршрут они уже стали «камнями преткновения» для группы. Такими серьезными, из-за которых поход на Воньгу нами откладывался в «долгий ящик» начиная с 2013 года. Шутка-ли, — обносы по километру (+/-) всего нашего «гамуза» с детьми и катамаранами (байдарки, тоже, но как-то не так «впечатляет» необходимость именно их обноса). Еще только подходя к месту возможного обноса «Собачьего», вам надо определиться относительно того, какой именно тропой это сделать. Аргумент: «вдоль порога, вроде, короче», — пусть не вводит вас в заблуждение. Короче-то короче, да вот тропа там заметно уже (особенно в начале) и хуже для движения (больше петляет, есть небольшие подъемы /спуски). Ну и еще: пока вы еще идете по воде до начала «Собачьего», кто-то (например, как мы ) уже «таскается» за порог (фото 15), сокращая общее время на его «прохождение».
Ну а фото? А фото — потом. Как награда за успешно выполненную миссию: «Пройди порог по суху, аки по воде!» )))
«Собачий», конечно, впечатляет. (фото 16 и 17) . Видео и фото не передадут всей его мощи и энергетики. И того большого диапазона эмоций, что остаются от его просмотра. Ибо прохождение порога, как мне кажется, дело больше случая и везения. И, главное, наличия подготовленной (и готовой ко всему!) команды. В «нашу» сверх-малую воду шансов на прохождение не было. От понятия: «вообще». А наши эмоции — вполне полно отразились в природном «смайлике» (фото 18). Причем разочарования практически там тоже было мало. Больше удивления и легкого «офигевания» от увиденного. Ну обнеслись — и слава Богу! Пусть это будет самой большой трудностью в нашей жизни! А команда у нас замечательная и отважная, но «обремененная» детьми и осознанной ответственностью за свои действия.
«Вяккер», в отличие от «Собачьего», по малой воде вообще не впечатляет. Его «ключ» (на фото 19) смертельной опасности не представляет, но и шансов на прохождение без аварии тоже не оставляет. Байдарки обносили, обильно увлажняемые при этом, мелким дождичком. Особенно неприятен последний участок обноса и спуск к воде. Но то такое… Катамараны «провели» (протолкали/протащили, конечно-же) прямо через порог. НУ, или, как там это препятствие из камней и текущей меж ними воды классифицировать можно? Намаялись сильно. Нижняя, «выходная» часть «Вяккера» — сплошные каменные джунгли.
Дальше, до порога Ассу, шли своим ходом. Не задолго перед порогом наблюдали «рыбаков», перегородивших всю реку поперек и (!) вдоль сетями. Одновременно что-то пытающимися ловить с берега, и еще интересовавшимися, нет-ли у нас с собой червей. Вот такое вот у них своеобразное понятие о том, что называется «рыбалкой»…
Встали на стоянку перед «Ассу», на высоком правом берегу (фото 20). Места много, таскать вещи на верх не удобно (скользко), дрова есть. Могут быть и местные «визитеры», зело охочие до чужого добра. Поэтому, при ночевке там, рекомендуют (во многих описаниях маршрута по Воньге) «выставлять дозор». Что мы и продела-ли. Благо мужиков у нас много и караул получился прям как в армии: по два часа, потом смена. ))) Запас коньяка/водки + мировой закусон = рецепт отличного дежурства. А! Еще семки. Без них никак! ))))
Порог «Ассу», по мнению авторов сайта «Воньга.Ру», является одним из великих порогов этой реки. Возможно. Нам тяжело сказать что-то по этому поводу. И вы, дорогой читатель, уже знаете причину. Конечно! СВЕРХ-малая вода! (хотя, возможно, по фото (см.фото 20 и 21), этого и не скажешь; но это так). Эта «особенность» нашего путешествия отняла у нас массу одних эмоций и добавила столько же других. Сделала прохождение маршрута абсолютно безопасным, но физически достаточно тяжелым. Но, в общем и целом, сделала его по своему уникальным, запоминающимся надолго, занесенным в копилку памяти незабываемыми, яркими картинками-впечатлениями.
«Ассу» мы так-же обнесли (байдарки; фото 22) и протащились (катамараны). «Иная» Воньга, которая, по мнению авторов сайта, предстает перед глазами путешественника после прохождения «рубикона» — ж/д моста через реку, так перед нами и не предстала. Это была все та-же «разновидность» «плёсовой» части реки. Нас только радовало, что камни практически исчезли в русле, и можно просто «копать» себе на здоровье, поджидая встречи с таким уже близким и желанным Белым морем. Оно, ожидаемое море, появляется нежданно и выглядит так, как будто к нему приходиться «плыть в гору» (фото 23). Собственно, в начале прилива, наверное так оно и есть. «Плюс» к этому, такой эффект создают «сходящиеся» к видимому горизонту лесистые берега. И, да, — пресная вода тут заканчивается (сразу после порога «Морского»). Не пропустите! Ибо, вполне вероятно, за ней придется возвращаться. )))
Стоянка, что расположена сразу за «Морским» порогом (по левому берегу) была занята. Мы нашли себе «место» (на самом деле встать там можно много где — только пресной воды с собой наберите) на правом, ограничиваю-щим дельту Воньги, мысу. На нашей походной карте там была обозначена какая-то избушка. По факту избушки не было, а места под палатки и кострище — были. Равно как и приливы-отливы, морские пейзажи. И Солнце! Которое, наконец-то, после нескольких дождливых дней кряду, пришло к нам как награда за все те тяготы, что пришлись на нашу долю, на этой реке. Впереди еще было три дня, договоренность о выброске на баркасе, морская рыбалка, баня в Поньгоме. Был отдых. Самый лучший отдых на свете!
На мысу мы устроили днёвку. С походной баней и купанием в Белом море. Мимо проходили группы. Менялся (крепчал; встречный!), нам уже не страшный, ветер. Полыхали закаты. Пелись песни и допивались остатки-сладки. Строились планы на будущее. Грандиозные планы. Только таким, ведь, и стоит жить. Вы согласны? Тогда вы точно наш человек! До встречи на путях — неведомых дорожках…
© Игорь Очеретяный, г.Днепр, 2018-2019
Прекрасное описание! Почитал, прямо как будто в поход сходил. Спасибо за прекрасное настроение. Немного подформатировал статью, тексты не правил, изменил формат текста, подровнял для удобства.