По Воньге на рафте…

поход на ВоньгуВ 2012 году в рамках совместного проекта компании «Охотник за впечатлениями» (Санкт-Петербург) и общественной организации «САМИ- Самые Активные Молодые Инвалиды» (Москва). Была организована поездка в Республику Карелия. В программу поездки входило: посещение музея под открытым небом «Кижи», Соловецкого монастыря и сплав по реке Воньга от п. Амбарный до д. Поньгома на моторафте. Целью данного мероприятия были пропаганда водного туризма как средства реабилитации для колясочников, интеграция инвалидов в туристическое сообщество и просто веселовремяпровождение…

Идея отправиться в сплав не слишком нова. Так же, не является новой идея устроить покатушки для инвалидов-колясочников на рафте по спокойным рекам. А вот совместить рафт, реку второй категории сложности и…паренька — почти колясочника, идея довольно интересная. Я сам с удовольствием вписываюсь в разные рискованные мероприятия (с разумным и контролируемым риском – жизнь ведь одна, а еще и дети есть…) и очень люблю все, что связано с водной стихией: рыбалку, подводную охоту, байдарки. И вот однажды, в моей голове возникло желание поделиться с людьми не только моими фотографиями, видеозаписями и записками, но именно фактическими переживаниями и эмоциями, которые я испытываю во время своих похождений. Кроме того, я захотел, чтобы эти эмоции получили люди, которые в силу своей ограниченной возможности передвигаться не могут выехать за город, да что там, иногда не могут выйти из квартиры. Так возникла идея отправиться на не очень сложную, но и не «амебную» реку в компании хороших людей, отчаянных голов, среди которых есть и люди с ограниченными возможностями здоровья, но зато некоторым опытом гребли. В качестве основного транспортного (водного) средства был выбран рафт, позволяющий без особых усилий передвигаться по широким водным просторам Карелии, взять достаточное количество груза и обеспечить безопасность людей при прохождении порогов. Вторым плавсредством была выбрана лодка Варзуга-2. Кроме того, с моей точки зрения, байдарочные (водные) путешествия — являются одними из тех видов путешествий и видов спорта, которые доступны ребятам – колясочникам и еще одной идеей данного похода является пропаганда оного вида отдыха и средства реабилитации.

Да…. , чтобы не было мысли, что мы только гребем, костры разводим и рыбу ловим, в программу поездки были включены жемчужины (культурные) Карелии: Кижи и Соловецкие острова.

30.05.12

Из Москвы прибыли два члена экипажа Никита и Василий, я встретил их на вокзале.

Первоначально была мысль, что ребята погуляют по городу, пока я закончу организационные дела, но т.к. вовсю поливал дождь, что в прочем вполне закономерно для Питера, ребятам пришлось колесить по городу вместе со мной. К вечеру мы поехали в деревню, под Павловском, где проживают мои родители и откуда планировалось стартовать в Карелию. Вечерком немного посидели за столом, поговорили…

31.05.12

Утром начались сборы. К 11.00 я заехал за следующим участником похода, моим бывшим одноклассником – Андреем. Контрольная накачка рафта, подготовка рыбацких снастей и разбор и упаковка продуктов.

Все это заняло целый день. К вечеру подтянулся последний участник экспедиции – Александр. Для знакомства и сплочения коллектива, было решено устроить небольшую вечеринку – пожарили шашлыки, нарвали на огороде зелени, посидели…. Обсудили планы, высказали надежды и пожелания, кроме того был вводный инструктаж по технике безопасности на воде и в лесу. Спать разошлись в 00.00, а в 03.00 был подъем.

01.06.12

Такое впечатление, что голова только коснулась подушки, а уже надо вставать. Т.к Никите нужно больше времени на сборы – поднял его и Василия первыми, давая остальным членам экипажа поспать подольше, но судя по-всему, им тоже не слишком спалось, т.к вскоре и Андрюша и Санька спустились вниз для завтрака. Быстро перекусили и погрузились в автобус. Традиционное «С Богом, Господа!» и мы тронулись в путь. Первой точкой был Петрозаводск, откуда мы на катере должны были отправиться на о.Кижи. Дорога была легкой: сухой и свободной. Транспорта в это время почти не было, стало вставать солнце, а Андрюша развлекал меня разговорами, анекдотами и историями. Мы не виделись с ним довольно долго, поэтому нам было о чем поговорить. Остальные ЧЛЕНЫ экипажа дрыхли, досматривая прерванные сны.

Петрозаводск поразил всех своим состоянием, такое впечатление, что после разрухи 90-х были вывешены только новые рекламные щиты знакомых всем компаний мобильной связи, общепита и прочее. А вот гостиница «Карелия» и ее персонал, где мы выкупали забронированные билеты на МЕТЕОР, приятно поразили меня своим гостеприимством, вежливостью, предупредительностью, наличием пандусов для колясок и чистым туалетом. МЫ поставили автобус на стоянку при гостинице и немного перекусили. У нас было почти 40 минут до отхода метеора и мы тронулись к причалу. Весь путь занял минут 20, хотя можно дойти и за 10 минут. На причале стояло несколько метеоров, но очередь на посадку была только на один. Вот тут я увидел настоящую интеграцию инвалидов и здоровых людей….все стояли в одной очереди, ни у кого не возникло желание пропустить нас вперед… Посадка на метеор не принесла никаких неудобств, т.к. Никита может передвигаться сам, что он и сделал, а коляску мы занесли на руках. Мы заняли свои места и, вскоре метеор отошел от берега.

В пути нам предстояло провести час с четвертью. Я вышел на смотровую площадку и стал снимать Петрозаводск с борта метеора. Тем же занимались несколько других пассажиров. Через некоторое время мне это надоело и я спустился вниз, занял свое место и погрузился в царство морфея, где уже были остальные участники похода. Единственным неспящим «в Сиэтле» быль Санька, который простоял снаружи на смотровой площадке почти весь путь до Кижей. На подходе к Кижам он меня разбудил ( супруга меня хотела… по телефону) и мы стали наслаждаться окружающим пейзажем вместе. Проведя много времени на берегах Ладожского, озера я был поражен его непохожестью на Онегу. Берега и острова Онеги разительно отличаются благодаря наличию густых лиственных лесов, что не увидишь на Ладоге. Мне сложно это объяснить…. Надо видеть. И так мы прибыли на Кижи. От причала до территории музея идет дорожка из досок, очень удобная для проезда коляски. Кроме того, по территории комплекса дорожки хоть и засыпаны гравием, но коляска по ним передвигается довольно комфортно. При входе нас уже ждали, т.к. наша экскурсия была заказана заранее. Наш гид Елена оказалась приветливой девушкой, тем более, что вести ей предстояло группу, состоящую только из таких замечательных и примечательных парней как мы, все женихи, как на подборJ. В целом Кижи оставили светлое впечатление. Экскурсия длилась три часа. За это время мы познакомились с историей русского Заонежья, народными промыслами этого региона. Оказывается, ранее тут добывали речной жемчуг, на специальных лодках, с «дырявым» днищем выискивали раковины с жемчугом. Из них девушки прели украшения – бусы, серьги и прочее. Пример украшений вы можете увидеть на фотографиях (сейчас для этого используют бисер) и стоимость этих украшений была БЕШЕНАЯ, точно не помню, но если мне память не изменяет, приравнивалась к стоимости дома. Пересказывать инфу экскурсии не имеет смысла, единственное, на что хочу обратить внимание, это как легко дышится на острове и как все наполнено историей и любовью к традициям и культуре наших предков.

Экскурсия закончилась слишком быстро и мы направили свои стопы в сторону причала. Час хода и мы снова в Петрозаводске. На причале перекусили блинчиками и погрузившись в автобус, отправились по направлению к Кеми. По плану у нас ночевка на маршруте в палатках, поэтому, продвигаясь в заданном направлении, мы искали место для ночевки. Как потом оказалось, лучше всего было остановиться недалеко от Кеми, но все были настолько уставшие, что вскоре, найдя первое приличное место, быстро разбили лагерь, приготовили ужин, поели и легли спать…СПААААТЬ!

02.06.12

Подъем, я встал первый, чтобы приготовить завтрак. Костер занимался плохо, да и особенно времени не было, чтобы его поддерживать и дрова были все сырые. К счастью, мы взяли на весь поход газовые баллоны, прочитав отчеты об отсутствии сушняка на маршруте. Позже поднялись все ребята, позавтракали, собрались и снова тронулись в путь. Погода солнечная и все отлично. До Кеми добрались быстро. До отхода катера оставался час и мы перекусили, выкупили забронированные билеты, оправились и отправились на посадку. Вместе с нами на катере пошло большое количество паломников и местных. Туристов как мы было мало. Все в основном спустились вниз, в огромную каюту с рядами кресел. Туда же мы помогли спуститься Никите, а все остальные остались на палубе, чтобы смотреть как катер отходит от берега. Весь путь описывать не буду, скажу только о своих впечатлениях….

Во-первых, было холодно и ветрено.

Свитер, толстовка и ветровка меня спасли. На фотках видно, как все кутаются. Во-вторых, было такое впечатление, что мы на съемках какого-то фильма, где снимают местных сибиряков, добирающихся от одной деревни, до другой. Все это было необычно и интересно. Пейзаж вокруг был по северному суров. Белое море и пустынные острова без растительности…. Все это настораживало и вызывало жгучее желание проверить наличие спассредств, сроки их поверки и хватит ли их на всех….

Вдруг, вдалеке показались купола Соловецкого монастыря и все страхи улетучились и на смену им пришло жгучее желание спуститься на берег и своими глазами увидеть то место, о котором мы столько слышали. К берегу была подогнана машина, куда погрузили вещи паломников, а сами они пешком отправились в монастырь, мы тоже поплелись за ними. Поплелись, т.к. вся дорога была уложена ж\б плитами, и на стыках приходилось тормозить и ставить коляску на два колеса, чтобы перекатиться с одной плиты на другую. Справедливости ради скажу, что это был не худший вариант дороги. Худший был впереди. Мы дошли до «Центра гостеприимства», где выкупили забронированные билеты. У нас должна была быть отдельная экскурсия, но нам сказали, что гидов нет (т.к. это было открытие сезона и гиды прибыли еще не все) и к нам в группу влились несколько человек.

В целом, когда мы потом обсуждали наше посещение Соловков, у всех сложилось довольно-таки тягостное впечатление об этом месте (я говорю не только о туалете, который вверг нас в шоковое состояние). В целом энергетика этого места тяжелая и, с оей точки зрения, первые монахи не зря выбрали это место для уединения, тут в условиях суровой северной природы, тяжелого, негостеприимного климата, можно было и испытывать себя не только духовно, но и физически ( или наоборот). Поэтому, я не могу сказать, что с тяжелым сердцем отходил от Соловков. В целом, мы провели на острове 6 часов и когда вся команда погрузилась на борт, все разлеглись по скамейкам и заснули мертвецким сном (обратно катер шел почти пустой, т.к. паломники остались на острове), что лишний раз подтверждает тяжелую энергетику этого места.

По прибытии в Кемь, мы зашли в местный ресторанчик где и отужинали, так приятно было поесть не подгоревшие на костре макароны с приправой в виде бородатого мужика в качестве официанта, а с прекрасной девушкой Марией, которая была очень с нами любезна и заслужила только самые лестные отзывы всего нашего мужского экипажа. Перекусив, мы снова загрузились в нашего БОЛИВАРА и отправились к следующему пункту – п.Амбарный, где должна начаться активная фаза нашего путешествия.

23.59 – мы в дороге… Народ спит, Андрюша меня развлекает.

03.06.12

00.01 – мы в дороге, Андрюша – молодец, не спит и развлекает. Народ проснулся и комментирует последние события. На двух последних заправках не было солярки, поэтому пришлось проскочить до п.Лоухи и заправиться там. В Амбарный мы прибыли около 2 часов ночи. Благодаря тому, что сейчас белые ночи, мы без труда можем обозревать окрестности. Отъехав за Амбарный 3 км. мы остановились и стали разгружать автобус на берегу реки. Место для стапеля было удачное, рядом с дорогой, но и в кустиках, скрывающих нас от любопытных взглядов. Выгрузив вещи, дав указания на утро и назначив заместителя на время моего отсутствия и дежурного на утро, я сел в автобус и отправился в д.Поньгома, которая была нашей конечной точкой в сплаве, чтобы оставить там автобус, который будет нас дожидаться. Дорога была ужасной, несколько раз мне приходилось выходить и делать зарядку, т.к. усталость брала свое и я почти засыпал на ходу. Кроме того, дорога от трассы М18 до д.Поньгома ( около 40 км.) заняла 2,5 часа. Ужас, такое впечатление, что скоро там будут только валуны. (Три года назад эта дорога занимала у меня чуть более часа). Прибыл в Поньгому, нашел хозяйку, которая согласилась присмотреть за нашим железным конем и более того разбудила зятя, чтобы он докинул меня за долю малую до п.Кузема, где была (и есть) ж\д станция. Добравшись до станции я больше всего боялся заснуть и пропустить поезд, который должен был прибыть через час. Походил, сделал пару фоток, посидел, вырубился на пару секунд и в ужасе проснулся, снова походил, походил БЛ…. ИН и вот, наконец-то, пришел поезд. Садиться пришлось не в свой вагон, т.к. до своего добежать не успел бы…. Как назло, шел через вагон-ресторан, где на вопрос, что можно приготовить за 7-10 минут, получил ответ «яИЧница с ветчиной». Мечта поэта, ДААА, ДААА, я хочу ее. Ехать мне надо было около часа, поэтому приняв живительную пищу из рук официанта, я ее уплел за 2 минуты, дошел до своего вагона, поставил на зарядку аккумулятор Санькиного фотика и вырубился. Время было около 11.00 . Проводница, добрая душа, сказала: «Умаялся, милый» Это было последнее, что я слышал. Перед Амбарным злые люди стали шуметь, сумки таскать и разбудили меня на 5 минут раньше. 5 минут – целая вечность, можно было увидеть кучу снов и выспаться.:). Забрал аккумулятор (память хорошая и внимательность не страдает) и высадился в Амбарном. До стапеля 3 км. Попуток нет… шел пешком наслаждаясь прекрасной погодой. Была только одна мысль…. Какой долгий день!!!

А вот и лагерь,

Василий качает рафт, Андрюха в кустах дерет….бересту для костра, а я думал…. Санька – не помню я чем он занимался, но как дежурный приготовил бутиков и до этого накормил группу.

Все молодцы. Натянули тент на случай дождя ( тучи вокруг ходили) и стали собирать вещи. Привязали дно рафта (Андрюша теперь спец по этим делам), спустили его на воду и дали пробный круг. Все отлично, можно грузить. Блин как много вещей, это еще учитывая, что часть вещей была кинута в байду. Ну, ерунда. Вещи погружены, экипаж занял свои места и мы отправились в путь на встречу нашим приключениям… Все только начиналось!

Продолжение дня третьего… или первого сплавного:

03.06.12

Вот собственно мы и вышли. Средняя скорость передвижения составляла 4-5 км. в час. Мы с Андрюшей расположились на корме, Василий с Никитой – по бортам, ближе к носу, ну а Санька – на носу рафта. Именно по этим местам мы и штурмовали пороги. Санька как лоцман кричал…впрочем об этом позже. Впереди нас ждала первая трудность. На том месте, где по карте я ожидал проход под ж\д мостом оказался тоннель. Так себе тоннельчик, ничем не примечательный, метров на 20-25 в длину, но вот вся проблема в том, что сухой….абсолютно сухой. А это значит, что…. правильно, ОБНОС, или перенос или разгрузка с последующим перетаскиванием и погрузкой…. Кому как нравиться. Мне обычно не нравиться, т.к. время тратишь, нервы тратишь, жировую прослойку на пояснице и на животе – тратишь, все тратишь…

Но, могу сказать, что мы с честью выполнили эту задачу. Чистого времени было затрачено 15 минут, что очень хорошо для полностью груженого рафта и байды. После обноса перекусили бутиками, чтобы восстановить нервы, силы и жировую прослойкуJ

Ну, а далее пошло все как по маслу. Небольшие порожки, шиверки и слабое течение несли нас к озеру Заячье, а затем к озеру Овечье, где мы планировали остановиться на дневку. Пройдя в общей сложности 15 км. остановились на ночевку. Разбили лагерь, запалили костер, приготовили поесть, заготовили дровишек. Все вещи перенесли под тент на случай дождя и никого не нужно было упрашивать залезть в палатку и уснуть. Все устали как собаки и желали только одного — СПААААТЬ.

04.06.12

На этот день была назначена ДНЕВКА. Я понимал, что такой бешеный ритм передвижения по культурным местам, со сном на ходу (в машине, на катере, в рафте и прочее) выматывает ребят и хотелось, чтобы перед порогами они набрались сил и восстановились. Поэтому ДНЕВКА. Это, кстати, было второе специфическое слово (после ОБНОСА), которое выучил Никита (я не говорю от тех спец.словах, которые я употребляю при спец. случаях. Кто меня знает – понимает, о чем я говорю). Да, кстати, хочу отметить одну особенность. Любой турист со временем становиться зависим от собственной палатки. Это как мания…. Первым делом поставить палатку, занести туда свои вещи, укрыть их от дождя, а потом положить в нее свое тщедушное тельце и наслаждаться уютом теплого спального мешка, НЕкапанья над головой и чувством уединения и защищенности… Странно, кусок материи делает такие волшебные вещи.

День, как я уже заметил, мы провели неспешно. Часть экипажа решила нагреть воды и помыть свои лысые головы, а часть придерживалась мнения, что чем больше грязи, тем более суровые мы туристы и тем теплее нам будет (а если честно, просто ждали баню…). Андрюша, собрал спиннинг и… ничего не поймал. Василий собрал удочку, насадил червя, закинул удочку, кинул червю остатки каши, чтобы он не умер с голоду и от скуки, пока нет рыбы. После всех этих манипуляций Василий благополучно об удочке забыл до вечера. Червь был доволен: из воды в воду не таскают, еда есть, рыбы нет… К вечеру, приготовив ужин, налив по чарочке, посидели, поговорили, и следуя указанию руководителя, что завтра рано вставать разбрелись по норкам. Тем более, что пошел дождь и сидеть мокнуть никто не хотел.

05.06.12

Подъем…завтрак…сборы и сушка промокших вещей. Да, вещи были и промокшие, и отсыревшие, т.к. дождь поливал всю ночь. А наш друг Василий, игнорировав требование руководства все лишние вещи паковать на ночь в герму, оставил их неупакованными, что привело к их неминуемому намоканию — отсыреванию. Отправить сотоварища в мокрой одежде мы не могли, поэтому разведя костер стали сушить одежду. На сушку, сборы ушло 4 часа. Ну, да и черт с ним, мы никуда сильно не торопимся. Наконец погрузка и отплытие. В этот день по плану у нас был выход в ЭНГОЗЕРО, пересечении ЭНГОЗЕРА, заход в ПАЙОЗЕРО и рыбалка на ходу. Несмотря на облачность, промозглость, ветер, изморось, брызги воды, замерзшие руки. Все были довольны… но не очень. ХОТЕЛОСЬ СОЛНЦА. Однако, в Энгозере Андрюша сделал нам большущий подарок в виде двух щук, а это значит вечером будет уха и запеченная рыба!!!

Во время остановки для оправки и обеда, была устроена фотосессия с щуками. Все, кроме щук были довольны.

Так день и прошел на воде. К вечеру, когда мы вышли в Пайозеро, было принято решение искать стоянку, и она была найдена. Со столом, камином, на высоком месте, обдуваемом легким ветерком…Быстро перетаскали вещи, поставили палатки, разожгли костер в камине. Мы с Санькой, пока готовилась уха, сгоняли на рафте на соседний остров и с помощью волшебной шайтан-бензопилы напилили дров из сушняка не только для себя, но и для следующей группы туристов. После была уха, запеченная рыба (Шурик приготовил ее волшебно), разговоры под …чай.

В этот вечер мы более подробно коснулись темы инвалидов и их участия (активного) в жизни общества. Хочу отметить, что все в команде были настроены на диалог и не испытывали ни смущения, ни неловкости, что и помогало нам лучше понять друг друга. Отдельно хочу отметить то, что благодаря Никитиному чувству юмора и позитивному восприятию этого мира, мы испытали много веселых моментов за этот поход. Помню его фразу, когда мы обсуждали возможность оверкиля: «Да, ничего страшного, я плавать умею… правда, это выглядит так, как будто я тону…., но я так плыву» J

06.06.12

Подъем, завтрак, сборы. С каждым днем наша команда собирается все быстрее. Василий, под чутким руководством Никиты собирает вещи и палатку. На сегодня у нас цель дойти до Муромозера. Погода отличная, дожди перестали, тучи разогнало. Идем на малом ходу. Никуда не торопимся, все отлично. Прошли в Пильдозеро и подошли к мосту, который явно требовал от нас только одного – ОБНОСА. Как всегда быстро разгрузились, а так как время было обеденное, то было принято решение отобедать. В этот момент было очень примечательное событие, когда Василий с разбегу плюхнулся на вещи, сложенные на скамейке. На замечание, что там могут быть очки или другие ломающиеся вещи был дан ответ: «Я все проверил». Всех это повеселило, т.к. в одной руке у него был бутерброд, в другой кружка с чаем, чем он вещи ощупывал – судите сами. Справедливости ради, стоит отметить, что позже именно таким способом «проверки» пятой точкой Василий своих очков и лишился. Закончив пить чай и жевать бутики, мы отправились в путь. Дорога до Муромозера ничем примечательной не была.

Впереди была дневка, поэтому, стоянку мы искали красивую, интересную, удобную и С БАНЕЙ. И таки она была найдена. Не доходя 4 км до конца Муромозера, на мысу, в заветрии, на камнях, со столом, с выложенной баней…Все как заказывали. Ну, и опять – разгрузка, установка лагеря, ужин.

07.06.12

Это сладкое слово «ДНЕВКА». Опять свободный график с легким налетом плана:

1. Дрова для бани
  2. Баня
  3. покатушки на байде
  4. Рыбалка
  5. Подводная охота

Первым делом мы озадачились дровами для бани, т.к. топить надо было минимум 4-5 часов. Назначив главным по лагерю Андрея, мы с Санькой погрузились в рафт и отправились вокруг мыса на поиски сухостоя. К счастью метров через 200-300 было найдено несколько сушин, которые были благополучно завалены, распилены, погружены и доставлены в лагерь.

В это же время Санька, как ответственный за баню, топил ее как самый заправский банщик. Андрюша готовил веники, чтобы все могли попариться свежими берёзовыми веничками. После этого у нас было немного свободного времени, пока баня приготовится и мы с Андрюшой и Василием решили заняться рыбалкой. Василий с берега, Андрей с байды, решил походить между островами, ну а я под водой ( не зря же я с собой снарягу для подводной охоты таскал, обносил ее, кишки рвал…).

Могу сказать только, что результат у всех был нулевой…L , но зато единение с природой было на лицо.

И вот, наконец, после 6 часов топки, баня была готова. Мы выгребли из печи угли и пепел, накрыли ее тентом и разбившись на две группы занялись намыванием всех частей тел. В первой я, Андрей и Санька. Все было бы хорошо, но пар быстро уходил из щелей кладки, а тент был не такой большой, чтобы все их закрыть. Но мы все равно умудрились напариться и с визгами и криками: «Как хорошо!!!» выбежали из бани намыливаться и купаться в озере.

Вода обдала нас ледяной свежестью, но это было незабываемое впечатление. Потом мы завели в баню Никиту с Василием, и пока они грелись и парились нагрели им воды для помывки. Чистые, с запахами геля и следами шампуня на голове и полными штанами впечатлений мы стали готовить ужин. Вот собственно дневка и подходила к концу. Я уже давно заметил, что дни на природе летят очень быстро, настолько быстро, что сливаются в один поток, который трудно разбить, разделить и сказать когда, что было. Черт, так и жизнь пролетает. Как хорошо, что мы выбрались на природу, в Карелию, а не гнием заживо на диване, перед телевизором, с пивом в руках…

08.06.12

На этот день у нас был назначен проход до озера Собачьего, в конце которого находится порог Собачий (3 категория). Честно говоря, день был не слишком сложный, были пороги, осмотры. На байде меня несколько раз хорошо тряхнуло и в результате погнуло днищевой стрингер. Я посидел на камне и благополучно с него слез. Все это вы сможете увидеть на видео. Для рафта день был почти спокойный. Основной проблемой было не сесть на мель или камень, а так все пороги команда проходила играючи. Выбор плавсредства для сплава с инвалидами был сделан правильно. Относительно безопасно, вместительно, удобно и комфортно. У меня складывалось впечатление, что пока я там на своей байде трясусь по порогам, река меня заливает и пытается опрокинуть, ребята на рафте дремлют, пьют чай и наслаждаются природой изредка взмахивая веслами. Могу сказать только одно… я, тем не менее, успевал наслаждаться видами Карелии и порогов. Это нечто, бурлящая река, валуны, высокие или затопленные берега… Кто этого не видел – многое потерял.

К вечеру мы подошли с порогу Собачий. Первое, что мы увидели это стоянку, затем, кинув взгляд вбок – увидели катамаран и людей машущих нам. Мы подошли… ребята (четверо) оказались из Москвы и один из Питера. Это были первые люди из другой жизни, которых мы увидели на маршруте. У нас была радость от живого общения, у них шок от наших лейблов на рафте и инвалидной коляски поверх всех вещей. Не каждый день увидишь инвалидов на реке второй категории сложности с элементами третьей и четвертой. Мы обсудили порог и узнали, что ребята будут его обносить и нам не советуют его проходить, т.к. много камней и всякого железа, которое может превратить рафт в рваную тряпку. Мы решили, что разобьем лагерь, покушаем и пойдем на осмотр порога, чтобы до утра определиться как будем его проходить. Но, до этого надо было еще заготовить дров для костра. Всем, кто идет по этому маршруту, могу посоветовать взять с собой горелки, т.к. на некоторых стоянках всё очень хорошо: и столы и скамейки и бани, но вот с дровами все очень плохо. Как всегда, мы с Санькой взяли пилу, сели в рафт и отправились за дровами. В этот момент раздался свист с противоположного берега и ребята-москвичи махали нам руками. Мы подумали, что им нужна какая-либо помощь, но в результате мы отошли от их берега с коптильней полной рыбы.

Выложив рыбу и вернув коптильню, мы все-таки отправились за дровами. Напилив дров и поужинав, уложив спать Никиту и Василия, мы втроем: я, Санька и Андрюша отправились на осмотр. К этому времени Москвичи прошли первую ступень порога и занялись обносом.

Краткая справка по порогам: Прелесть маршрута в том, что он готовит вас от легких порогов к более сложным. Собачий, Вяккер и Ассу являются порогами 3-4 категории сложности, причем в большую воду сложность порогов повышается на единицу и находятся почти в конце маршрута. Порог Собачий состоит из четырех ступеней. Первая и четвертая – не представляют сложности. Вторая и третья – реальный драйв. Много острых камней, железа, которое может повредить плавсредство. Поэтому, нами было принято решение обносить эти ступени. Но выглядело это несколько по-другому. К тому же у нас поход всего 2 к.с….

Подойдя к опасным ступеням, мы были в реальном восторге от бурлящей воды и чувство «ЖИМ-ЖИМ» зародилось в недрах наших душ, но, тем не менее, было сильно желание пройти тут на рафте. Мы даже просмотрели, как должны двигаться, если пойдем и какие запасные варианты есть, если что-то пойдет не так. Пройдя весь порог и возвращаясь обратно, все-таки было принято решение вторую и третью ступень обносить. Кроме того, Никита и Василий должны были обойти порог полностью, чтобы исключить любые риски для их жизней. Если бы мы не смогли причалить после первой ступени, нас могло бы утянуть во вторую и третью, и тут мы бы покувыркались, учитывая то, что на борту груженого рафта только три полноценных гребца. Вернувшись в лагерь, мы еще попили чайку, ещё раз прикинули правильность своего решения и разошлись по палаткам. Подъем на завтра планировался поздно, чтобы все выспались и отдохнули, т.к. следующая остановка должна была быть только на Белом море. Нам предстояло пройти более 40 км пути, три порога 3-4- категории сложности, и плюс ночной переход по реке до Белого моря и по самому морю.

Господи, как это сладко залезть в теплый спальник, опустить москитную сетку и засыпать под рев порогов, которые завтра ты будешь штурмовать…

09.06.12

Проснулся я от звонких повторяющихся звуков, которые я никак не мог идентифицировать, пока не вылез из палатки… Ага, Санька дрова рубит. В этот поход он вообще единолично оккупировал мой топор и с большим удовольствием занимался рубкой дров. Топор действительно хороший – колун, дрова разлетаются на раз. Вот и в этот раз я видел удовольствие на его лице от того как ладно он работает. При этом костер уже горел, что сделало мое утро, вкупе с солнечной погодой, еще более радостным. Я бы поспал еще, но вид работающего сотоварища заставил меня собрать мой тощий зад в горсть и вытащить его наружу. Правда через минуту, наигравшись топором и дровами Шурик заявил, что пойдет полежит и досмотрит сны…. Вот СВО…, а я из-за него встал. Но тут стали подниматься все остальные. Никитка с Васей вылезли на утренний моцион, Андрюша вылез с явным желанием позавтракать… День начинался. Мы заранее договорились, что торопиться не будем, поэтому готовы к отплытию мы были только около 13.00.

Первым делом мы посадили на рафт Никиту и Василия и переправили на левый берег, где была тропа обноса. Тропа местами была как Невский проспект и ребятам не составило труда пройти этот 1 км. Мы же вернулись к месту стоянки и загрузили рафт и байду вещами. Байда была загружена легкими вещами, чтобы можно было ее перенести не выгружая. Оставив байдарку на месте начала обноса, мы тронулись в путь, чтобы пересечь первую ступень порога. Нами заранее было выбрано место чалки. Решение выгрузиться после первой ступени и загрузиться сразу после третьей, было вызвано только одним – меньше таскать придется. Первая ступень была около 150-200 метров, четвертая – почти такая же, что сокращало расстояние почти на полкилометра. Не могу сказать, что мы не волновались. Волновались все, но никто виду не показывал. К счастью, чуть ниже места чалки, присмотренного нами, находился островок с кустиками, который нас и поймал бы, если бы мы не смогли причалить, и не позволил бы нам скатиться во вторую ступень. Причалив мы стали вытаскивать вещи. Берег был достаточно крутой, но это не помешало нам быстро разгрузиться. Вытащили рафт на берег.

Первым делом решили тащить рафт. Сдули борта, стянули их стропами, чтобы було удобно тащить между деревьями. Вчетвером бы пронесли рафт до начала четверной ступени порога, спустили его к реке, уложили его на камни, торчащие из воды, привязали и стали накачивать. В общей сложности обнос длился 3 часа. К счастью, погода была солнечной, комаров не было. Перетаскав все вещи к рафту, мы отнесли байду к концу тропы. Место тут было тихое, с обратным течением, удобное для причаливания. Мы еще раз осмотрели место чалки, чуть выше по течению повесили на дерево спасик, чтобы отметить это место и не промахнуться, т.к. с воды все выглядит по-другому. Вернувшись к рафту, надели спасики, каски, взяли весла в руки и отчалили от берега. Вскоре нами было замечено дерево, обернутое в спасик, значит надо чалиться. Привязав рафт спустили байду на воду. Я отходил на байде. Вот и все, порог Собачий частично пройден, частично обнесен, впереди осталось еще два порога Вяккер и Ассу. На Вяккере в свое время погиб человек, что накладывало свой отпечаток на наше восприятие этого порога.

Вяккер. Мы зачалились метров за сто от начала порога. Андрюша как старший остался в рафте с Василием и Никитой. Мы с Санькой пошли осматривать порог. Сперва мы решили посмотреть, куда нас выведет тропа обноса. Довольно широкая и сухая, местами она вздыбливалась корнями деревьев и валунами, а ближе к концу ушла в болотце, что для нас было не совсем удобно, учитывая Никитины возможности в передвижении, но выхода не было, придется идти. В результате мы вышли на высокий берег ниже порога. И о…. какая неожиданность, на противоположном берегу стояли наши старые знакомые москвичи на катамаране. Радость встречи была на всех лицах и наших, и их. Мы попытались перекричать рев воды, но инфа с того берега приходила несколько искаженной. Что мы поняли: ребята прошли порог без обноса, где-то там есть камень, который надо оставить справа, а проходить между ним и бочкой (для этого есть где-то 3 метра). Вот собственно и все, что нам удалось узнать. Мы помахали, что все поняли и отправились вверх по порогу осмотреть опасные места и места прохода. А впереди был обнос…

Чем ближе к концу, тем писать сложней, чувствуешь, что скоро конец, а расставаться с воспоминаниями не хочется…

Порог Ассу слышен из далека, и не шумом воды, а шумом проходящих поездов. Начинается он как безобидная шиверка, а потом, за поворотом показывает всю свою сущность мощного порога (особенно по высокой воде). Мы остановились еще до шиверы, чтобы осмотреть порог. Пошли с Санькой. Тропа осмотра была очень трудная для прохода но Санька приметил на другом, правом, берегу тропу ОБНОСА. Я на байде прошел шиверку и причалил на повороте, где уже начинался более слив. Пробежал пешком всю тропу обноса, чтобы убедиться, что это она и выведет нас в низ порога. Потом дал условный знак Саньке, который остался на другом, левом, берегу. Шурик вернулся к рафту, они сплавили рафт до поворота, где я их ждал.

От Ассу мы вышли в первом часу ночи. Это был ночной переход, который я так хотел провести. Есть что-то мистическо-романтическое, когда лодка, тихо скользит по воде в тумане, а ели и березы склоняются над водой с притопленных берегов. Кто-то из ребят заметил, что это все выглядит как в сказке… так оно и было.

10.06.12 (НОЧЬ)

Пройдя несколько шивер, с некоторыми проблемками (рафт застревал) мы подошли к последней шивере перед Белым морем. Чтобы быть уверенным, что нас там не ждет ничего опасного, Санька был отправлен на осмотр и вернувшись доложил, что пройдем легко. Мы тронулись в путь. Рафт в тумане выглядел интригующе. Я, пока выбирал ракурс для съемки, просмотрел камень прямо по курсу. Пока решал как его лучше обойти – байда села прямо на него, меня развернуло и опрокинуло на правый борт прямо фартуком к течению, его моментально продавило течением и байда наполнилась водой. Я уперся рукой о дно и крикнул: «Санька!!!» Ну, я, впрочем, справился сам, когда услышал Санькино: «Да ну …нафиг, тут глубоко… ты вылез?», и получив мой утвердительный ответ – пошел опять к рафту. Я подгреб к рафту. Несмотря на то, что был в неопрене, я довольно-таки сильно замерз, т.к. темпа воздуха сильно упала. Для сугрева, я стал активнее работать веслами…

Наконец, мы вышли к Белому. На море был отлив, но рафт благополучно пробирался между островками. На одном из островов мы увидели катамаран москвичей, но решили не подходить, т.к. думали, что все уже спят, но тут на берегу появилось несколько человек и отчаянно замахали нам руками. Мы причалили, нас приняли в дружеские объятия, направили к костру, накормили.- напоили проявив таким образом сущность туристского брадства. Я за это время переоделся в сухое и готов был и на песни.

Сколько мы провели с ними времени – сложно сказать, мы обогрелись, поели, выпили и наконец, когда прилив снял наше судно с мели, мы отправились к нашей конечной точке маршрута – деревне Поньгома. Впереди у нас было 18 км. Наконец – Поньгома. Я решил встать в стороне от деревни, чтобы исключить контакты с местными. Высадились мы около 7 часов утра. Быстро были поставлены палатки и все завалились СПАТЬ.

Проснулись все около 10 часов, не спалось. Мы с Санькой собрались в деревню за машиной, остальные остались в лагере заниматься своими делами. Санька пошел, т.к. хотел договориться насчет бани, но в результате дело это оказалось хлопотным и абсолютно исключало рыбалку на которую все надеялись. Вернувшись в лагерь на автобусе, мы стали собираться в море. Снарядив спиннинги, усевшись в рафт, мы отправились за острова, виднеющиеся на расстоянии 4-5 км. В прошлые годы я там неплохо ловил треску и сейчас надеялся на улов, который можно будет покоптить. Проболтавшись в море несколько часов и поймав по бычку, мы вернулись в лагерь около часа ночи. Санька, который совсем не рыбак –дрых в своей палатке. МЫ улеглись спать. Я надеялся завтра с утра выспаться, т.к. в ночь мы собирались выезжать, но не тут-то было.

11.06.12 утро

Разбудил меня (ОЧЕНЬ рано) вопрос Василия: «Мне твой батя поплавок дал, куда его положить?», на который у меня сразу нашелся ответ. Василий решил, что данная часть тела ему больше нужна для другого и ретировался. Но сон больше не шел и я вылез из палатки. Потихоньку народ начал сортировать вещи для укладки. К 23.00 все оборудование было сложено, рафт и байда высушены и свернуты, все вещи погружены в bus и мы, наконец, отбыли в сторону дома.

12.06.12 ночь

Василия мы высадили в Кеми, ему надо было ехать в Вологду, а все остальные члены команды отправились в Санкт-Петербург. Вот собственно так и закончился наш поход.

Резюме:

1. Судя по отчетам, предоставленным ранее, наш рафт был первый рафт, который прошел данный маршрут.
  2. Время было выбрано удачно, высокая вода исключала необходимость проводки рафта по мелководью.
  3. Благодаря прохладной погоде количество мошки и комаров было минимальным, мы их вообще не видели.
  4. Возможность прохода маршрута на каркасно-надувной байде есть, но только с обносом Собачьего, Вяккера и Ассу и только по большой воде.
  5. Впервые ( по нашим данным) по данному маршруту прошел паренек с ДЦП, что делает наш поход исключительным и дает надежду, что и другие захотят повторить тоже…
  6. Команда подобралась исключительно надежная, что говорит о том, что я не ошибся в людях, а они меня не подвели.

Карелия не такой рыболовный рай, как говорят, а может у нас было мало времени для ловли рыбы?

Сейчас, по прошествии нескольких лет и проведя еще пару лет на Воньге могу сказать, что некоторые мои выводы сделанные в 2012году-  несколько ошибочные, но при одном мнении я остался — мне очень нравиться ВОНЬГА….

Не смог приложить фотографии , но полностью эту зарисовку можно увидеть у меня в группе в Контакте (Охотник за впечатлениями).    https://vk.com/club32456070

Ну, а про следующие мои походы на Воньгу можно смотреть тут…. https://vk.com/club45413263

Впрочем и на страницах этого сайта я опубликую эти зарисовки…

И спасибо админам  за такой классный сайт.